Наши шефы
АТО "ЦАТК"
История развития АТО «ЦАТК» - это начало, становление и зрелость транспортной работы во всем Норильском промышленном районе.
В июне 1937 года подписан Указ о создании транспортной конторы, включающей в себя конбазу, авиапорт, гараж, службу погрузочно-разгрузочных работ. Тогда автобаза имела 23 автомашины и 24 трактора, затем появятся 3 автобуса. Труд работников авто-тракторного парка был поистине героическим и в годы войны, когда план перевыполнялся на 180 – 230 процентов, и в трудные послевоенные годы. В 1951 г ЦАТК уже состоит из авторемзавода, автобусного парка, тракторного отдела, дорожно-эксплуатационного цеха, трех грузовых колонн и гаражей, 64% всех грузов комбината перевезено этим предприятием.
В 1958 г в ЦАТКе внедрена транспортировка горной массы карьерным автосамосвалом МАЗ, а в конце 1967 г по улицам Норильска прошла первая колонна КРАЗов и БЕЛАЗов.
С первых дней работы лицея нашими настоящими друзьями стали все работники этого славного предприятия, которым руководили замечательные директора: Поляков В.К., Клок Г.Г., Насонов Н.С., а с 1994 г – Букаткин В.В. Ни один ремонт не обходится без помощи шефов! А сколько лет отряды старшеклассников работают летом в гаражах ЦАТКа, сколько совместных мероприятий мы провели вместе: выступление агитбригады, участие в городских конкурсах, спортивных соревнованиях, проведение концертов, корпоративных новогодних праздников.
7 июня 2012г. АТО "ЦАТК" - Автотранспортному объединению "ЦАТК" исполнится 75 лет.
И.о. начальника Норильского строительства и ИТЛ НКВД Никифорова (замещавшим в то время начальника строительства Матвеева Владимира Зосимовича), был подписан приказ за № 180, об организации транспортной конторы, включающей в себя: конбазу, авиапорт, гараж и службу погрузочно-разгрузочных работ.
Это было одно из первых предприятий, созданных на Норильской земле. Напомним, что сам Норильский комбинат или Норильское строительство начало свое существование с июня 1935 года, а с июня 1937 года, до начала 50 годов Автотранспортная контора осуществляла перевозки грузов практически всем предприятиям комбината, выполняла пассажирские перевозки, занималась ремонтом и содержанием автодорог всего промышленного района. Далее из ЦАТКа выделяются самостоятельные подразделения: пассажирская автобусная контора, цех механизированной снего-борьбы.
А ЦАТК остаётся генеральным перевозчиком грузов комбината.
Славная история развития ЦАТК послужила мощным развитием использования автотранспорта в системе комбината. ЦАТК всегда был полигоном творческих, технических и эксплуатационных идей.
ЦАТК по праву считается кузницей кадров. Многие его бывшие специалисты: водители, автослесари и ИТР работают в других подразделениях горной компании, как на рядовых должностях, так и руководящих, оправдывая честь нашего коллектива.
Из истории развития АТО "ЦАТК".
Как и на всех предприятиях той поры, становление авто-тракторного парка происходило очень тяжело. Полярная ночь. Мороз. Пурга и снег. Мошка и болота. Отсутствие гаражей, дорог, водителей, слесарей, тепла - накладывало неимоверные трудности на небольшой коллектив. Но он выдюжил. Да другого и не было дано.
Уже в 1938 году автобаза имеет 23 автомашины и 24 трактора. В основном это автомашины: ЗиС-5, ЗиС-6, а трактора - ЧТЗ "Сталинец". Строится холодный гараж на 14 тракторов.
Работа автобазы не раз отмечалась руководством комбината. Перед самой войной в автобазе появляются самодельные автобусы - 3 шт., строится капитальный гараж на 100 машино-мест, а также прокладываются дороги.
С началом войны и на ее протяжении работу автобазы, иначе как героической не назовешь. Производственные планы кузнеца Пенькова И.Л., Страчкова М.Н. - выполнялись на 190-230%. То же можно сказать о водителях и трактористах. Из месяца в месяц автобаза перевыполняла план, получая переходящее Красное Знамя, и как результат работы, в 1943 году среди первых 188 награжденных Правительством норильчан, трое наших:
Матевич Н.И. - начальник автобазы - орденом Красной Звезды
Страчкова М.Н. - вулканизатор - медалью "За Трудовую доблесть"
Черток С.Ф. - токарь - медалью "За трудовое отличие"
И это все при том, что прекращена доставка запасных частей, а топливо–распределяет директор комбината.
В 1942 году - создается цех реставрации автомобильных и тракторных деталей. В декабре 1943 года - вступает в строй крекинг - установка, позволяющая снизить остроту проблемы нехватки горючего, хотя часть машин была переведена на газогенераторы, другая часть работала на смеси бензина с легроином, а 26 автомашин пришлось перевести на твердое топливо.
В навигацию 1944 года на автобазу поступило 28 американских автомашин "Студебеккер". Их сборка с изготовлением кузовов проводилась силами автобазы, как и в дальнейшем организовано изготовление и реставрация запасных частей. Освоено хромирование деталей.
Как вся страна и комбинат, так и автобаза, с начала 1945 года жила предверием Победы. Предприятие работало с подъемом. И вот 9 Мая. Гудела ТЭЦ. Митинги, радость.
17 мая - Указ Правительства о награждении 337 норильчан и вновь три награды достались работникам автобазы. Впервые из водителей был награжден шофер автобазы Чебуков Д.А. - медалью "За трудовое отличие".
Наступили мирные трудовые будни. В послевоенные годы продолжалось строительство комбината, расширялась его сырьевая база, расширялась и автобаза. В 1947-49 годах строятся гаражи на Никелевом и Медном заводах, а в связи с расширением работ на руднике открытых работ "Медвежий ручей", на борту карниза строится гараж на 20 машино-мест.
В марте 1947 года автобаза переименована в автотранспортную контору, а в мае 1949 года - в Центральную автотранспортную контору.
В 1951 году ЦАТК состоял из: авторемзавода, автобусного парка, автобазы строительства широкой колеи, тракторного отдела, дорожно-эксплуатационного цеха, трех грузовых колонн и гаражей: медеплавильного завода и управления рудниками. В этом же году автотранспортной конторой сделано 12347000 тонно-километров, перевезено 5114000 тонн грузов. Автотранспортом всего комбината перевезено 8 млн. тонн, из которых парком автотранспортной конторы перевезено 64 % всех грузов. В то же время автопарк ЦАТК составлял всего лишь 37 % от общего количества автомашин комбината.
С 1954 года начинается реорганизация автотранспорта комбината и ЦАТК в том числе: выделяется пассажирский автотранспорт.
В 1955 году ЦАТК передается 100 автомашин других предприятий.
В 1957 году - создается АТК Управления строительства.
В 1959 году - организован цех механизированной снегоборьбы.
За ЦАТК остаются функции генерального перевозчика грузов НГМК. Автомашины ЦАТК обслуживают все рудники, все металлургические заводы, Обогатительную фабрику и другие предприятия НПР.
В 1958 году ЦАТК, одним из первых в стране, была внедрена транспортировка горной массы, карьерным автосамосвалом МАЗ-525, грузоподъемностью 25 тонн (прозванного водителями "четвертаком").
В 1960 году было получено 50 таких автомашин, а в 1961 году -еще 32 машины, которые в течении шестнадцати лет (с 1958 года) эксплуатировались в наших карьерах и до 1966 года она была единственной машиной от выносливости и работоспособности которой зависела не только программа предприятия, но и комбината в целом.
С внедрением этого автомобиля в производство, пришлось полностью реконструировать техническую базу: изготовить приспособления и оснастку для технического обслуживания, наладить ремонт быстро изнашиваемых агрегатов, освоить изготовление и реставрацию крупно-габаритных запасных частей, для выполнения которых, ЦАТК в то время не располагал необходимым станочным и подъемно-транспортым оборудованием.
Начало 60-х годов ознаменовалось для комбината открытием Талнахских руд и водители ЦАТК вместе с водителями АТК УС начали первыми возить уголь в поселок Геологов, сначала по ледовой дороге через реку Норилку, а в летнее время, с 1963 года, по сорока четырех понтонному мосту.
17 июля 1965 года, в день Металлурга, по улицам Норильска прошла колонна КрАЗов, груженных рудой Талнаха. Колонна автомашин пришла на Норильский берег по понтонному мосту, но уже вот-вот начнутся испытания 600-метрового моста. "Праздник Первой руды" вылился в торжество городского масштаба.
В навигацию 1966 года комбинат получил новые мощные самосвалы БелАЗ-540, грузоподъемностью 27 тонн. Вот, что сообщала "Заполярная правда" от 28 января 1967 года: "Они были переданы ЦАТК и сразу вышли на линию. Однако через 2-3 месяца один за другим начали массово останавливаться из-за выхода из строя подшипников. Запасных не было. Тогда рабочие авторемонтного цеха ЦАТК токарь Геннадий Иванович Латынцев и фрезеровщик Иван Пантелеевич Удовицкий разработали приспособления и сделали подшипники. Даже круглые металлические шарики выточили и отшлифовали. Такой работы в истории ЦАТК никому не приходилось делать. Белазы вышли на линию".
Освоение новой модели автомашины потребовало введения корректировки в ремонтное производство, но как было сказано выше, благодаря высококвалифицированным кадрам водительского, ремонтного и инженерно-технического персонала, перестройка технологического процесса была успешно завершена. А через два года в 1968 году, коллектив приступил к освоению более высокопроизводительного автомобиля БелАЗ-548, грузоподъемностью 40 тонн.
В 1974 году машинный парк КрАЗов и БелАЗов пополнился пятидесятою западно-германскими автомашинами "Магирус-290", грузоподъемностью 15 тонн. Они были использованы на перевозке технологических грузов. А в октябре 1975 года, коллектив ЦАТК досрочно выполнил план 9-ой пятилетки. Перевезено 257 млн. тонн различных грузов. И до конца года было перевезено еще 18 млн. тонн.
Проводились конкурсы мастерства.
Сандружина 1986 года - была одна из лучших в комбинате.
Проводились спартакиады ЦАТК.
Был создан духовой оркестр.
Открылся филиал библиотеки.
Ремонтники совместно с ИТР создали действующие модели 40-тонного и 80-ти тонного БелАЗов, которые принимали участие в демонстрациях трудящихся, а сейчас украшают территорию ЦАТКа.
В 1997 году к ЦАТК присоединились 14 автохозяйств (ДХО "Норильскторг", гаражи: ТОФ, Аглофабрики, ГМОИЦ, ЦХЛ, ДЭБиР, "Норильскавтоматика", Медного и Никелевого заводов и др.) Всего около 380 единиц транспорта.
Официальной датой рождения АТО "ЦАТК" было 20 апреля 1998г. И далее:
- в 1999 году присоединен грузовой автотранспорт профилактория "Валек";
- в апреле 2000 года в ЦАТК влилось АТЦ надеждинского металлургического завода;
- в феврале 2002 года введен в состав АТО "ЦАТК" - АТУ АО "НГК" (бывшее АТК Управления строительства).
Все это позволило минимизировать не только численность водителей и ремонтного персонала и ИТР, но и рациональней использовать транспорт, уменьшить его количество, а следовательно, уменьшить и затраты.
Основными задачами и видами деятельности объединения являются:
- обеспечение всех технологических переделов ОАО " ГМК "Норильский Никель" необходимым сырьем для получения металла и доставка грузов торговых предприятий Норильского промышленного района;
- обеспечение перевозок строительных организаций;
- перевозка закладочных материалов на рудники и осуществление перевозок по Пеляткинскому газоконденсатному месторождению;
- изготовление запасных частей и капитальный ремонт карьерного большегрузного автотранспорта;
- обеспечение кольцевых перевозок из ПСХ Дудинского морского порта по предприятиям ОАО "ГМК "Норильский Никель".
Автотранспортом АТО "ЦАТК" перевозится 33 700 000 тонн груза в год и оказывается автоуслуг 1 574 000 машиночасов в год.
Доля технологических грузов ЗФ "ГМК "Норильский Никель" в общих грузоперевозках АТО "ЦАТК" составляет 86 %.
В состав объединения входят следующие подразделения:
Автоколонна №1
Осуществляет перевозку вскрыши, руды рудника "Медвежий ручей" на Норильскую обогатительную фабрику, шлакоотвального, тех/хлама медного и никелевого заводов.
Автоколонна №2
Осуществляет перевозки взрывчатых, опасных и других технологических грузов подразделений ОАО "ГМК "Норильский Никель". Осуществляет перевозку продукции предприятий торговли, обслуживание управления связи и центральную химическую лабораторию.
Автоколонна № 3
Осуществляет перевозку вскрышных пород, а также полезных ископаемых (песчаника, угля, горелой породы), используемых в печах металлургических заводов и для производства извести и цемента.
Автоколонна № 4
Осуществляет перевозки пассажиров служебным и специальными легковыми автомобилями и микроавтобусами, согласно табелю положенности ЗФ ОАО "ГМК "Норильский Никель".
Участок большегрузного транспорта Осуществляет перевозки технологических грузов с рудников Талнаха и ТОФа, перевозку базальта рудника "Скалистый" на дробление и перевозку полученного щебня на закладочные работы всех талнахских рудников.
Авторемонтный цех
Состоит из следующих участков:
Участок капитального ремонта автотранспорта -Участок осуществляет капитальный ремонт автотранспортных средств, узлов и агрегатов АТО "ЦАТК", цехов комбината и сторонних организаций. Имеется две грузовые автомашины.
Участок сервисного обслуживания автотранспорта -Участок производит централизованный текущий ремонт и техническое обслуживание подвижного состава АТО "ЦАТК".
Служба главного механика
Осуществляет ремонт и обслуживание металлообрабатывающих станков, оборудования, систем приточно-вытяжной вентиляции, изготавливает средства малой механизации.
Служба главного энергетика
перевозке цемента, извести на предприятия Горно-производственного объединения, Управления строительства и металлургическим предприятиям,
- железобетонных изделий, металлоконструкций, всех типов контейнеров, грузов ПЕСХ,
- тяжеловесных и крупногабаритных неделимых грузов, оборудования.
Автоколонна № 5
В наличии колонны 59 автобусов и фургонов под перевозку людей для доставки рабочих и ремонтных бригад на разрабатываемые месторождения газа, на линии ТВГС и электроснабжения и предприятия горной компании.
Автоколонна № 6
В составе 65 автомобилей на шасси КамАЗ.
Осуществляет перевозки бетона на предприятия Горно-производственного объединения и сыпучих грузов на строительные объекты.
Автоколонна № 7
Имеет в своем составе 58 грузовых автомобилей марок МАЗ, КамАЗ, КрАЗ, 2 специальных автомобиля, 8 автобусов, 4 единицы дорожно-строительной техники и 20 единиц прицепного оборудования.
Осуществляет перевозку руды на обогатительную фабрику, щелочи, электролита и маточного раствора на Никелевый, Медный заводы и МЦ-1.
Автоколонна № 8
Основной работой является осуществление диспетчеризации и организации работ по перевозкам грузов (свайного леса, земляного грунта, топлива, строительных грузов, а так же рабочих бригад на объекты Пеляткинского ГМК).
Имеет в своем составе 2 участка: поселок Тухард и карьер Пелятка.
Колонна ДСМ
Основная выполняемая работа перетарка товаро-материальных ценностей на базах ПЕСХ, очистка прилегающих к ним территорий, доставка грузов и людей в труднодоступные места