Дифференциально-диагностический опросник, разработанный Е. А. Климовым, используется для оценки профессиональных направленностей (склонностей) личности. Предусматривает анализ индивидуальных предпочтений различных по характеру видов деятельности,
В основу этой методики положена классификация профессий, в соответствии с которой выделяются пять их типов в зависимости от объектов труда. А именно:
§ «человек/природа» (П), предусматривающие работу с животными, растениями и т. д.;
§ «человек/техника» (Т), предполагающие использование разного рода машин, материалов и иных продуктов цивилизации;
§ «человек/человек» (Ч), объединенные по превалированию коммуникативной направленности в профессиональной деятельности;
§ «человек/знаковая информация» (З), основанные на предпочтениях к обработке цифр, букв, кодов и других сим волов;
§ «человек/художественные образы» (X), связанные co склонностями к занятиям изобразительным искусством, музыкой, литературой и иными сферами культуры.
Обычно ДДО применяется в рамках профориентационных консультаций.
Инструкция: «Предположим, что после соответствующего обучения Вы стали способны выполнять любую работу из представленных ниже. Вам необходимо каждый раз выбирать какой-либо один вид деятельности из предъявляемой пары, и отмечать свой выбор в виде знака «+» в соответствующей клетке лист ответов. Финансовые соображения не учитывайте, ориентируйтесь только на свои личные склонности. Итак, если бы Вам пришлось выбирать только из двух возможностей, то какую работу Вы бы предпочли?»
Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т. п.
15а
Составлять точные описания, отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.
или 15б
Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые или представляемые)
16а
Делать лабораторные анализы в больнице
или 16б
Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение
17а
Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий
или 17б
Осуществлять монтаж зданий или сборку машин, приборов
18а
Организовывать культпоходы сверстников или младших (в театры, музеи), экскурсии, туристские походы и т. п.
или 18б
Играть на сцене, принимать участие в концертах
19а
Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания
или 19б
Заниматься черчением, копировать чертежи, карты
20а
Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада
или 20б
Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и
др.)
При обработке результатов в каждом из пяти столбцов подсчитывается количество выборов. Эти данные и будут характеризовать области наиболее целесообразного применения сил и способностей испытуемого.
Интересы являются важной составной частью направленности личности, ее мотивационной сферы и представляют собой форму проявления потребностей.
Под профессиональными интересами понимают избирательную направленность личности на профессию как на социально-психологическую роль.
Целью данной методики является выявление индивидуальных особенностей профессиональных интересов.
Опросник включает в себя 96 вопросов, которые распределяются в пределах 16 видов деятельности: физика, математика, электронная радиотехника, техника, химия, биология, медицина, география и геология, история, филология и журналистика, искусство, педагогика, сфера бытового обслуживания, военное дело, спорт, предпринимательство и бизнес.
Инструкция «Для определения Ваших ведущих интересов предлагаем перечень вопросов. Подумайте перед ответом на каждый вопрос и постарайтесь дать как можно более точный ответ. Если Вам:
очень нравится делать то, о чем говорится в вопросе, то поставьте в бланке протокола ответов в клетке под тем же номером два плюса "++";
если просто нравится - поставьте один плюс "+";
если не знаете, сомневаетесь - поставьте ноль "0";
если не нравится ¾ поставьте один минус "–";
если очень не нравится - поставьте два минуса "– –".
Отвечайте на вопросы, не пропуская ни одного из них. Если у Вас возникают вопросы, спрашивайте сразу же.
Опросник
Любите ли Вы (нравится ли Вам, хотели бы Вы)...
Читать книги типа "Занимательная физика", "Физики шутят".
Читать книги типа "Занимательная математика", "Математические досуги".
Читать статьи в научно-популярных журналах о достижениях в области радиофизики.