МЕТОД АДАПТИВНОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ
Последнее десятилетие в исследовательской и в медико-педагогической, лечебно-коррекционной и педагогической деятельности стала широко использоваться адаптивная саморегуляция (АС). Суть метода АС состоит в том, что с помощью инструкций специалиста, релаксационных техник, диафрагмального дыхания, сигналов внешней обратной связи и поэтапно-усложняющихся речевых нагрузок человек (ребенок) вырабатывает у себя новые, здоровые навыки (динамические стереотипы) дыхания, артикуляции, голосообразования, речи и поведения. Показания к применению в лого-коррекционной работе:
Нарушения дыхания, речевого дыхания, голосообразования, речи и речевого поведения;
Нарушения темпа и ритма речи;
Наличие голосовых, артикуляторных, дыхательных судорог;
Развитие ВПФ (мышление, память, восприятие, воспроизведение) и волевых качеств;
Гиперактивность и дефицит внимания;
Наличие высокого психоэмоционального напряжения связанного с общением;
Купирование стресса, тревоги, страха;
Повышение стресс-устойчивости, адаптации, социализации
После проведения диагностики поводится обучение технике диафрагмального дыхания под субъективным контролем, а затем под контролем РСА (респираторно-синусовой аритмии) с помощью аппарата обратной биологической связи (БОС).
Методика обучения диафрагмальному дыханию
вдоху
плавному выдоху
двух навыков
обучение
Особенности:
от 7-8 лет обучение строится на основе информации с поверхности тела
от 12 лет обучение строится на основе внутрителесных ощущений
Изменение частоты сердечных сокращений в зависимости от фаз дыхательного цикла (увеличение на вдохе и уменьшение на выдохе) получило название респираторно-синусовой аритмии (РСА). Важно, что данный показатель служит объективным индикатором фаз дыхательного цикла, в том числе важной рабочей фазы голосо- и речеобразования – выдоха.
Для коррекции нарушений речи используется режим «Лого».
Все тренинговые программы компьютерной программы «Лого» можно условно разбить на 5 групп: 1. Группа сюжетов, предназначенных для формирования и тренировки нового навыка диафрагмального дыхания способствует:
развитию мышечного чувства
формированию правильной биомеханики мышц тела
формированию навыков купирования вегетативных дисфункций, избыточного психоэмоционального и мышечного напряжения
развитию памяти, внимания, восприятия, усидчивости, целеустремленности
2. Группа сюжетов используется для формирования удлиненного, плавного выдоха, подготовки зрительного анализатора и поведения обучаемого к чтению текстов различной сложности - отличие от первой группы в том, что фиксируется фаза вдоха. Дает возможность тренировать: память, внимание, процессы восприятия и воспроизведения, познавательную, ассоциативную и понятийную сферу. 3. Группа сюжетов – это режим «Чтение» - разработаны для поэтапного формирования, развития, корректировки, тренировки новых навыков артикуляции, фонации, речевого дыхания, дикции, свободной речи с использованием диафрагмального дыхания с удлиненным, плавным выдохом 4. Группа «Понятийное мышление» - разработаны для развития и тренировки у детей познавательной функции, понятийного мышления, логики, ассоциативного мышления, зрительного, пространственного восприятия цвета, объектов, образов. В основном применяется картинный материал. 5. Режим «Речь» - предназначен для адаптации выработанных в процессе занятий новых динамических стереотипов дыхания, артикуляции, голосообразования, речи, психоэмоционального и речевого поведения.
Родителям
будущих первоклассников
Понятие школьной зрелости включает показания как физического, так и психического развития ребенка. Понятие готовности к обучению включает не только количественную характеристику запаса знаний и представлений ребенка, но и уровень развития обобщающей деятельности мышления.
Школьное обучение предъявляет новые требования к речи, вниманию, памяти детей. Существенную роль играет психологическая готовность к обучению, настроенность на занятия.
Специфику готовности ребенка к усвоению грамоты составляют сложные процессы, которые формируются в ходе самого обучения чтению и письму. Для овладения письменной речью необходимы 2 основных условия: осознание своей речи и произвольное владение ею.
Главная трудность при обучении родному языку заключается в том, что язык как особая система долгое время не существует для сознания ребенка. Ему надо перейти от непроизвольного пользования речью к произвольному, воспринять язык как особый предмет изучения.
Для овладения письменной речью (чтением и письмом) имеет существенное значение степень сформированности всех сторон речи. Нарушения фонематического развития и недостаточная сформированность лексико-грамматического строя речи могут отразиться на письме, чтении (различение звуков, понимание текста), математике (когда требуется понять содержание задач).
Родители, также как и учителя, должны понимать, что фонематические и лексико-грамматические нарушения речи не всегда сопровождаются нарушением звукопроизношения и часто остаются незамеченными. Однако именно эти нарушения серьезным образом влияют на усвоение ребенком школьной программы. А дефекты звукопроизношения, при нормальном развитии фонематических процессов и лексико-грамматического строя речи, не влияют на успешность усвоения учебных программ.